Уважаемые коллеги!

Сейчас вы просматриваете архивную версию сайта.

Новый сайт доступен по адресу - IRKUTSK.ER.RU.

Добро пожаловать!

Закрыть



Карта сайта •

RSS Twitter Facebook


 

bPartProj.png (186 441 bytes)

   


Система Orphus

Валерий Драганов: Важнейшая задача
- создание законодательной базы
для производства и оборота
стратегических материалов

«Единая Россия» создает условия для инновационного прорыва

Партия готовит проект, предусматривающий развитие в России добычи, производства и применения редкоземельных металлов

22 февраля 2011 09:12

2011-02-22 09:12 GMT +8, ИРК

«Единая Россия» намерена в ближайшее время запустить партпроект, предусматривающий развитие в России добычи, производства и применения редкоземельных металлов. Подробнее о проекте ER.RU рассказал его руководитель, член Президиума ЦКРК «Единой России», первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов.

ER.RU: Почему Партия взялась за такой сложный наукоемкий проект?

— Чтобы разговоры о модернизации не остались лишь разговорами, мы не должны заниматься бюджетной поддержкой предприятий, которые выпускают неконкурентоспособную, не адаптированную к современным реалиям нашей же экономики продукцию. Необходимо сосредоточиться на создании продукции принципиально нового качества и свойств — того, что будет востребовано, будет продаваться и покупаться, в т. ч. на международном рынке. Партийный проект с рабочим названием «Стратегические материалы будущих поколений» — пример взгляда в будущее, пример по-настоящему стратегического подхода к комплексному решению проблемы в сфере модернизации. Причем, речь идет о технологиях, опирающихся как на нашу отечественную сырьевую базу, так и новейшие мировые технологии.

Развитие добычи и производства стратегических материалов (редких, рассеянных и редкоземельных металлов) — это едва ли не единственная возможность выстроить цепочку от добычи сырья до производства высокотехнологичной наукоемкой продукции исключительно за счет внутренних ресурсов, имеющихся в достаточном количестве в России.

Мы должны использовать наши запасы редких, рассеянных и редкоземельных металлов (РЗМ) для формирования нового социально-экономического тренда.

Эти материалы — основа новейших технологий. Они используются для создания всей высокотехнологичной продукции, выпускаемой сегодня в мире — современных систем связи и управления, суперкомпьютеров, мобильных телефонов, лазерной техники, ракетно-космической и военной техники новых поколений, систем безопасности и т. д. Редкоземельные материалы — это основа перехода на новые энергосберегающие технологии. Кроме того, их использование позволяет получать принципиально новые продукты с высокой добавленной стоимостью.

В ближайшие годы редкие, рассеянные и редкоземельные металлы лягут в основу нового материаловедения для авиакосмической техники, судостроения и нанотехнологий в целом.

ER.RU: Какова ситуация на рынке стратегических материалов сегодня?

— В последнее десятилетие, до мирового финансового кризиса, мировой спрос на них стабильно увеличивался. При этом сегодня самыми большими разведанными запасами РЗМ в мире обладает Китай, являясь фактическим монополистом. В конце 2009 года Китай объявил о значительном сокращении экспорта редкоземельных металлов, ввел квоты, вследствие чего цены резко возросли. И основные потребители — США, Европа, Япония — активно развернули работу по освоению месторождений на своих территориях и созданию государственных резервных фондов стратегических материалов.

Между тем, Россия, которая занимает второе место по запасам этого сырья, тоже закупает его в Китае. За последние 20 лет производство и продажи стратегических материалов у нас упали на 90—100%. Их добыча, которая раньше велась в 35 субъектах РФ, практически полностью остановлена.

Таким образом, в условиях тотальной зависимости от мирового монополиста на рынке стратегических материалов, эффективно решать задачи по развитию высокотехнологичного производства, модернизации экономики страны в целом практически невозможно.

Поэтому развитие собственной добычи и производства стратегических материалов (СМ) для России — это не только реальный инструмент для инновационного рывка. От этого напрямую зависит способность защитить непосредственные национальные интересы Российской Федерации, обеспечить национальную безопасность.

Государство должно вернуть контроль над эффективным использованием редких, редкоземельных и рассеянных материалов.

Мы в партии «Единая Россия» не только осознаем данный факт, но и предлагаем конкретные меры, долгосрочную программу действий.

ER.RU: Охарактеризуйте ее.

— В первую очередь, нужно провести комплексный мониторинг отечественных запасов РЗМ, действующих и перспективных месторождений в РФ, анализ мировых рынков. Определиться с мерами по восстановлению перерабатывающих предприятий или созданию новых технологий. Провести оценку использования РЗМ в новейших технологиях производства. Важно также проанализировать экологическую ситуацию на предполагаемых к использованию месторождениях, техногенных отвалах и производствах.

Важнейшая задача — создание законодательной базы для производства и оборота стратегических материалов.

Одна из задач партийного проекта — содействие созданию механизмов реального государственно-частного партнерства в сферах добычи, производства и применения СМ.

Кроме того, мы будем выстраивать системный диалог на федеральном и региональном уровне по поводу внедрения инноваций, привлечения во многие регионы России интеллектуальных ресурсов, соблюдения региональных интересов в распределении инвестиций.

Проект также предусматривает участие в разработке межотраслевых программ использования СМ в промышленном комплексе РФ.

Наш партийный проект — это по сути многоуровневая социальная и политическая программа, которая направлена на создание мотиваций для бизнеса, который будет вкладывать деньги в развитие этой отрасли.

Мы заинтересованы в максимальной прозрачности этого бизнеса. Партийная поддержка в рамках этого проекта — это не «фальшивый зонтик пиара», а показатель ответственности Партии и наличия ее непосредственного влияния на экономические процессы.

ER.RU: Какова последовательность реализации проекта?

— На первом этапе будет создана организационная структура — координационный и экспертный советы, научные межотраслевые советы по прорывным направлениям использования СМ и Федеральный фонд стратегических материалов будущих поколений (ФФСМ).

Также появятся пять базовых центров реализации проекта в Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Забайкальском, Дальневосточном регионах. Эти регионы имеют наиболее перспективные месторождения СМ, квалифицированные кадры, базу по добыче и переработке СМ.

Соответственно, мы создадим пять координационных советов, организуемых региональными отделениями Партии и региональными администрациями, в которые будут входить в том числе представители федеральных органов исполнительной власти в регионах.

ФФСМ совместно с «Центром экспертиз инновационных технологий» и заинтересованными министерствами и ведомствами будет проводить анализ и мониторинг мировых рынков СМ, перспективных месторождений в РФ, мер по восстановлению перерабатывающих предприятий и использованию новых технологий. Эти данные лягут в основу бюджетного софинансирования Проекта.

Фонд будет проводить работы по поиску и созданию «старт-апов», использующих СМ, организовывать привлечение внебюджетных инвестиций, включая иностранные. И совместно с представителями «Единой России» в профильных комитетах Госдумы разработает комплекс законодательных инициатив по созданию благоприятного инвестиционного климата.

За научную работу будут отвечать научно-технические центры, создаваемые по рекомендации Межведомственного экспертного совета при комитете по промышленности Госдумы и ФФСМ.

На этом этапе сформируются базовые инвестиционные проекты в каждом из региональных центров реализации проекта.

На втором этапе планируется сформировать систему привлечения инвестиций, перечень инвестиционных предложений, разработать механизмы кадрового обеспечения инвестиционных проектов, а также внести пакет необходимых законодательных инициатив.

Третий этап предусматривает отработку механизмов формирования пяти базовых центров Проекта, механизмов привлечения инвестиций, кадров, развития инновационной инфраструктуры, использования новых технологий добычи, переработки и производства СМ, федеральной и региональной поддержки инфраструктуры одобренных инвестиционных проектов.

Далее начнется практическая реализация инвестиционных программ, разработанных в рамках проекта.

Основная задача на четвертом этапе — стабильное функционирование системы оборота СМ, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в пяти действующих кластерах, отработка системы госучастия в них.

Кроме того, мы продолжим создавать технологические цепочки «знания-инновационные продукты и услуги» национальных компаний — чемпионов и обеспечим их участие в международных консорциумах с целью контроля РФ за ценообразованием и мировым оборотом СМ.

Таким образом, в ближайшие годы мы систематизируем всю информацию по сырьевой базе, создадим предприятия высокой переработки, дадим масштабный стимул научно-производственным компаниям по созданию образцов инновационной продукции, в том числе и для глобального рынка.

В рамках проекта предполагается также наладить сотрудничество со странами, где после распада СССР оказались предприятия по переработке редкоземельных металлов, составить эффективные интеграционные бизнес-планы, которые были ли бы выгодны обеим сторонам.

ER.RU: Каких результатов можно ждать от реализации проекта?

— Реализация проекта позволит не только обеспечить внутренние потребности промышленности РФ в стратегических материалах, но и вывести Россию в тройку стран — мировых экспортеров СМ (экспортный потенциал оценивается в не менее, чем 20 млрд рублей в год).

Также мы можем обеспечить увеличение внутреннего валового продукта РФ не менее чем на 60 млрд рублей и создать более 15 тысяч реальных новых наукоемких рабочих мест. Кроме того, проект придаст импульс к индустриальному развитию субъектов РФ их инфраструктуры и социальной сферы.

ER.RU: Какова «цена вопроса»?

— Общая сумма инвестиций в проект за пятилетний период (с 2011 по 2015 гг.) оценивается в 65 млрд рублей, из которых 19 млрд приходится на федеральный бюджет, 10 млрд — на долю региональных бюджетов, не менее 35 млрд — прямые инвестиции российских и зарубежных инвесторов.

Стоимость ежегодно выпускаемой за счет этих инвестиций продукции оценивается в сумме 45—55 млрд рублей. Средний срок окупаемости инвестиций — не более 8 лет.

ER.RU: Когда проект вступит в стадию практической реализации, и на кого в Партии возложена персональная ответственность за эту работу?

— Руководство партпроектом возложено на меня. А вице-спикер Госдумы Валерий Язев дал согласие стать его куратором от Высшего Совета Партии. Он обладает большим опытом работы в данной области.

Идею проекта изначально поддержал и председатель Высшего совета Партии Борис Грызлов.

Подчеркну, что разработка этого проекта велась основательно. Подготовительный этап занял полтора года. И в ближайшее время мы намерены приступить к непосредственной реализации проекта. График мероприятий формируется.

На сегодняшний день уже точно могу сказать, что 15 марта по нашей с Валерием Язевым инициативе в Госдуме состоится важное совещание, на котором мы совместно с научным- и бизнес-сообществом, при участии вице-президента РАН Николая Лаверова и главы Росатома Сергея Кириенко, обсудим рекомендации парламенту и правительству в связи с запуском партпроекта, а также подготовленный Экспертным советом комитета Госдумы по промышленности проект закона по этой теме.








Популярные новости раздела