Уважаемые коллеги!

Сейчас вы просматриваете архивную версию сайта.

Новый сайт доступен по адресу - IRKUTSK.ER.RU.

Добро пожаловать!

Закрыть



Карта сайта •

RSS Twitter Facebook


 

bPartProj.png (186 441 bytes)

   


Система Orphus

Политики и политологи комментируют
ER.RU президентский законопроект о
прямых выборах губернаторов

Изменение системы региональной власти

Ожидается, что депутаты профильного комитета Госдумы РФ определят свое отношение к законопроекту о прямых выборах глав регионов к следующему заседанию Совета Думы 23 января

17 января 2012 09:18

Президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник, 16 января, внес в Государственную Думу законопроект об изменении порядка наделения полномочиями глав регионов.

Предложенный формат выборов губернаторов, позволит сделать эту процедуру более демократичной, прозрачной и открытой для граждан. Такое мнение в комментарии ER.RU высказал вице-спикер Государственной Думы, секретарь Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов.

«Дмитрий Анатольевич предлагает механизм, в который вошел весь опыт последних лет. Инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя, такие как консультаций партий с президентом, а также возможность отзыва губернатора главой государства в связи с утратой доверия, нашли свое продолжение в новом законопроекте. Для того чтобы лишить губернатора полномочий есть перечень оснований, что говорит о серьезной демократизации процедуры», - отметил Неверов.

По его словам, серьезно упрощается порядок выдвижения кандидатов на пост главы региона для партий: «После принятия соответствующих поправок в законодательство партиям не придется заниматься сбором подписей для выдвижения своего кандидата. Эта обязанность сохраниться только для самовыдвиженцев».

Еще одной нормой, которая, по мнению Неверова, будет способствовать открытости политической системы и расширению взаимодействия между властью регионов и жителями, станет возможность отзыва губернатора по инициативе граждан:«Глава региона, безусловно, будет с большей ответственностью и вниманием относиться к своим обязанностям, к решению проблем людей, их предложениям, понимая, что от них зависит, сколько времени он сможет работать на своем посту. Мы также надеемся, что жители будут более активно участвовать в политической и экономической жизни региона, взаимодействовать с властью. Ведь как только нормы закона вступят в силу, именно люди будут решать, кому руководить тем или иным субъектом Федерации, эффективные ли решения принимает региональная власть».

«Шаги по демократизации, совершенствованию политической системы, озвученные президентом в послании Федеральному собранию, планомерно реализуются, - отметил Неверов, - главным трендом этих преобразований является расширение возможностей для деятельности партий, участию граждан в политической жизни страны. Инициативы Президента дают стимул к продолжению конструктивного диалога власти и общества, созданию более конкурентных и прозрачных условий взаимодействия».

Мнение избирателей станет важнейшим критерием успешности политики, проводимой руководством субъекта федерации, сказал руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме, руководитель ЦИК Партии Андрей Воробьев, комментируя ER.RU законопроект о выборах губернаторов:

«Главное в предложенном президентом законопроекте - прямые выборы губернаторов. Он позволяет установить политическую ответственность глав субъектов за результаты их работы. Мнение избирателей станет важнейшим критерием успешности проводимой руководством субъекта федерации политики. Хорошо работаешь, общаешься с людьми, видят они изменения к лучшему – значит, и поддержка будет. Если нет – пеняй на себя.

Конечно, такая серьезная инициатива предполагает широкое обсуждение и в регионах, и на федеральных площадках. Вопрос чрезвычайно важный, и «неучтенных нюансов» здесь быть не должно.

Президентский законопроект подготовлен в логике послания и представлен на месяц раньше планировавшегося срока. Мы постараемся этот темп сохранить. Есть ясность: принят он будет уже в весеннюю сессию. Очевидно: общество «созрело» до предложенного решения, оно его ждет.

В целом, инициатива президента станет стимулом к дальнейшему росту политической конкуренции. В этом ряду сегодняшний законопроект не первый, да и не последний – политическая модернизация будет продолжаться».

Этот законопроект – еще один шаг к развитию демократических институтов в России, заявил на брифинге председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. В проекте закона, с одной стороны, повышаются требования к губернаторам и основания для их отзыва. С другой стороны, вводятся ограничения при отзыве, защищая глав регионов от произвольных действий.

Плигин отметил, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесен в Государственную Думу «в рамках развития положений, которые были высказаны президентом в послании Федеральному Собранию, и предметно затрагивает правила создания института глав субъектов Российской Федерации».

«Некоторое время назад мы очень последовательно обсуждали систему, которая подразумевала переход к системе избрания глав субъектов Российской Федерации законодательными и представительными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации. В свою очередь, предложения президента Российской Федерации делалось на основании предложения политических партий, которые выигрывали на выборах в субъектах Федерации», - напомнил Плигин и добавил, что эта «процедура была и есть сложная, интересная, демократичная».

Переход к ней был обусловлен в свое время «целым рядом трагичных обстоятельств, которые происходили в России, а также тем, что часто имели место нарушения в использовании права в организации выборов губернаторов», отметил он. «Это было связано с жестким влиянием, в том числе, финансовых групп. Поэтому была необходимость систематизации российского государственного аппарата», - сказал Плигин.

Он заявил, что сегодня многие цели, поставленные в свое время, решены, «поэтому в экспертном сообществе, в политических кругах обсуждался вопрос перехода к прямым выборам глав субъектов Российской Федерации». «Эта идея и реализуется проектом, который внесен президентом Российской Федерации, - сказал Плигин. – Процедура, несомненно, способствует развитию демократических институтов в Российской Федерации».

Он подчеркнул возрастание роли политических партий, обусловленное законопроектом. Согласно ему, кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. «При этом выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом РФ, который будет определять этот порядок», - добавил Плигин и обратил внимание на то, что в настоящее время в Госдуме в стадии работы находятся и другие инициативы президента.

«Эти инициативы касаются собственно возможности регистрации политических партий в РФ, уменьшения числа подписей, необходимых для выдвижения кандидатов. Таким образом, данный законопроект комплексно продолжает систему демократических предложений, сделанных президентом в Послании», - заявил Плигин.

Речь идет обо всех политических партиях, зарегистрированных в РФ, а не только о парламентских партиях, добавил глава комитета. «Это повышает роль политических партий, одновременно стимулирует активных представителей общества к участию в политическом процессе – они получают возможность оказывать существенное влияние на формирование института кандидатов на должность высшего лица субъекта РФ», - сказал Плигин.

Он обратил внимание, что процесс сбора подписей за кандидатов будет координировать сам субъект. «Количество и порядок подписей определяются субъектом Российской Федерации. В законопроекте, в том числе, очень часто идет отсылка к законам субъекта, таким образом, повышается роль субъектов в решении ряда значимых вопросов организации деятельности самого субъекта», - отметил председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.

Плигин сообщил, что законопроектом «сохраняется возможность лишения губернаторов полномочий в случае утраты доверия президента РФ». «С моей точки зрения, это очень важное обстоятельство. Президент – гарант Конституции, и в любом федеративном государстве очень важно, чтобы существовали одновременно правила, которые обеспечивают защиту интересов государства как целого. Но законопроектом вводятся дополнительные правила: вводится основание утраты доверия президента РФ. Оснований два: выявление в отношении губернатора фактов коррупции или неурегулирования конфликта интересов как правонарушений», - заявил Плигин.

Он особо подчеркнул постоянно проводимую «корреляцию с законодательством о противодействии коррупции», в котором и установлено понятие не урегулированного конфликта интересов, даются определения, связанные с правонарушениями в сфере коррупции.

В то же время, список оснований, предложенный законопроектом, носит закрытый характер, сообщил Плигин, и будет проходить обсуждение в Государственной Думе.

«Над ним необходимо думать, его нужно дополнительно анализировать. С моей точки зрения, необходимо расширение возможностей президента по реагированию на те вещи, на которые должны реагировать высшие органы власти. Но это не есть автоматическое ограничение демократических процедур», - заявил Плигин.

Также он обратил внимание, что законопроект устанавливает право и процедуры отзыва губернатора не ранее, чем через год после его вступления в должность. Одновременно там прописаны и ограничивающие основания.

«Это нарушение высшим должностным лицом законодательства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен судом. И неоднократное без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом своих обязанностей, также установленное судом. Очень взвешенные основания: с одной стороны, повышаются требования, появляются возможности отзыва. Но этот институт не может быть использован в рамках произвольной борьбы, он должен базироваться на понятных, предметных основаниях, связанных с нарушением законодательства и, при этом, с установлением этих фактов судом. На мой взгляд, взвешенный институт: создает возможности отзыва и защищает от произвольных действий», - заявил Плигин.

Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству рассказал, что после рассмотрения Госдумой законопроект о выборах губернаторов должен вступить в силу со дня его официального опубликования. При этом уже действующие губернаторы будут работать до окончания срока полномочий. «Таким образом, сохраняется стабильность института», - отметил Плигин.

Также он рассказал, что законопроект пока не поступил в комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, но поступит на днях. Депутаты профильного комитета определят «к нему свое отношение к следующему заседанию Совета Думы 23 января».

Плигин подчеркнул также, что законопроект отнесен к числу приоритетных, и будет рассмотрен в течение весенней сессии Госдумы. Однако, учитывая, что формат работы палаты парламента, возможно, будет изменен в феврале в преддверии президентских выборов, то, скорее всего, в действие законопроект вступит уже после 4 марта.

К губернаторам будут предъявляться самые жесткие требования, и этот наиважнейший принцип является отражением сегодняшней государственной политики в России,  заявила ER.RU глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Она напомнила, что ранее при прямых выборах глав регионов главная проблема заключалась в отсутствии рычагов влияния на губернаторов со стороны общества и президента.

«Фактически регионы становились заложниками некомпетентности, неэффективности, а иногда и прямых злоупотреблений со стороны руководителей субъектов РФ в период их полномочий, - сказала депутат. - Сегодня предлагается принципиально иная схема. У общества и президента появляются механизмы постоянного контроля и оценки эффективности их деятельности, возможность привлечения к ответственности в определенных законом случаях. И как безусловное основание для освобождения от занимаемой должности – наличие фактов коррупции и конфликт интересов. То есть, к губернаторам буду предъявляться самые жесткие требования, и этот наиважнейший принцип является отражением сегодняшней государственной политики в России».

По мнению главы думского комитета, важно то, что теперь жесткие требования будут распространяться не только на муниципальных служащих, но и на высших должностных лиц региона. «Деятельность региональных властей должна находиться под постоянным контролем общества. Поэтому, важным считаю вопрос о возможности инициирования отзыва губернатора жителями региона», - заключила Яровая.

Ответом на потребность граждан в определении судьбы своего региона, назвал в комментарии ER.RU законопроект депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов. По его словам, президентская инициатива о выборности губернаторов – «одна из самых обсуждаемых и ярких в экспертном сообществе тем, касающихся реформ политической системы России».

Бурматов напомнил, что «на определенном этапе процедура представления кандидатуры губернатора президентом РФ в представительные и законодательные органы субъекта была абсолютно логичной, продиктованной задачами того времени».

«Объяснения очень простые: прекращение всевозможного сепаратизма на национальной, религиозной, территориальной, ресурсной почве. И приведение федерального законодательства в соответствие с региональным, купирование всевозможных региональных феодальных проявлений, когда губернаторы занимались шантажом федерального центра. Например, в таком формате: если меня не станет, начнется гражданская война», - заявил Бурматов и добавил, что «российская политическая система – вещь динамичная, развивающаяся, поэтому мы можем вернуться к прямым губернаторским выборам».

«В обществе есть сформировавшийся запрос на определение судьбы своего региона, - считает парламентарий. – При этом, важная оговорка: при наличии у федерального центра определенной системы предохранителей, которые могли бы гарантировать, что среди губернаторов не будет участников передачи «Аншлаг» или криминальных авторитетов, как это было некоторое время назад, а также товарищей, которые будут принимать местные конституции и шантажировать федеральную власть».

Бурматов напомнил, что инициатива о прямых выборах была озвучена еще премьер-министром, лидером партии «Единая Россия» Владимиром Путиным в ходе прямой линии в декабре 2011 года. «Именно Владимир Путин тогда сказал, что система должна иметь предохранительные элементы. Потом премьер-министра поддержал президент Медведев. В законопроекте эти вещи предусмотрены, таким образом, мы видим баланс запроса со стороны общества, с другой стороны – залог стабильности системы. Это базовые вещи для законопроекта», - заявил парламентарий.

Он рассказал, что внесенный президентом «законопроект, естественно, пройдет широкое общественное обсуждение на разных площадках, в том числе, в Интернете». «Граждане не просто имеют право, они должны знать, над чем мы работаем и что мы принимаем», - заявил Бурматов и добавил, что после обсуждения фракция партии «Единая Россия» в Госдуме, несомненно, поддержит законопроект.

Это очень значимая инициатива, которая способна изменить всю систему региональной власти в России, считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Однако, по словам эксперта, Госдума должна рассматривать этот документ в «спокойном режиме», так как ряд положений законопроекта «требует детализации».

«Это (переход к прямым выборам губернаторов – прим.ред.) - очень значимая инициатива, она в состоянии изменить всю систему российской региональной власти», - отметил Орлов в беседе с ER.RU. «Я полагаю, что Госдума должна его рассматривать в спокойном режиме. Это действительно назревшая мера, но не настолько, чтобы торопиться с принятием этого законопроекта», - считает политолог.
 
По его словам, целый ряд вопросов в этом законопроекте требует детализации. «Например, механизм консультаций президента с фракциями регионального парламента, и, в частности, вопрос о президентском фильтре, - уточнил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций. - Затем механизм отзыва губернатора по инициативе жителей, как это будет происходить? Механизм отрешения губернатора по недоверию – какие причины могут послужить основанием для такого отзыва? Какой механизм рассмотрения обвинений в адрес губернатора, скажем, обвинения в коррупции, будет применяться?».

«Этот законопроект своевременный, адекватный ситуации. Но в ходе обсуждения в Госдуме он еще претерпит изменения», - заключил Орлов.





Популярные новости раздела