Уважаемые коллеги!
Сейчас вы просматриваете архивную версию сайта.
Новый сайт доступен по адресу - IRKUTSK.ER.RU.
Добро пожаловать!
Закрыть
Дмитрий Медведев:
Ключевой механизм обновления «ЕР» - обратная связь с гражданами
Андрей Воробьев:
«Единая Россия» сделает все, чтобы оправдать ответственность
Прямая линия:
18 января 2012 16:26
Разработкой комплексного подхода к глобальной реформе российской системы ЖКХ займется партийная профильная рабочая группа. О создании этого органа на днях заявил Секретарь Президиума Генсовета Сергей Неверов. 17 января он представил руководителя группы, депутата Госдумы, члена Общероссийского народного фронта Елену Николаеву. В интервью ER.RU Николаева рассказала, чем ей и ее коллегам предстоит заняться.
- Расскажите о вашей рабочей группе, зачем нужно было ее создавать, ведь итак существует масса подобных органов, в том числе у «Единой России»?
- На сегодняшний день состояние комплекса ЖКХ является одной из главных проблем в России. Очень сложно найти компромисс в столкновении рыночных и административных подходов, между экономической целесообразностью и социальной необходимостью. А реформа ЖКХ, к сожалению, пока не принесла полноценных результатов. Большинство россиян по-прежнему недовольны качеством услуг. Именно поэтому внимание власти к системе ЖКХ столь пристально и постоянно создаются новые рычаги влияния. Не могут оставаться в стороне и депутаты, чья прямая обязанность – отслеживать текущую ситуацию и предпринимать необходимые действия.
Именно поэтому мы и решили создать нашу рабочую группу. Причем мы приглашаем к сотрудничеству не только единороссов, но и представителей других фракций.
- Так в чем же будут заключаться Ваши функции?
- Наша главная задача не столько латать дыры в существующей системе ЖКХ, сколько способствовать выстраиванию новой полноценной системы. В первую очередь, речь идет о том, чтобы отследить конкретные проблемы. Наравне с комплексными проблемами, требующими вмешательства на федеральном уровне, существуют и конкретные местные трудности. Ведь в каждом регионе ситуация разная, что зависит от финансовых и административных возможностей. Все это требует мониторинга и оценки.
Когда это будет сделано, соответственно возможны два вида действий: либо готовить региональные законопроекты под конкретные условия, либо в особо острых ситуациях вмешиваться лично, как депутату Госдумы, либо, в случаях выявления проблемы общероссийского масштаба, готовить федеральный законопроект или поправки в существующий.
В итоге мы планируем прийти к тому, чтобы выработать ряд предложений по оптимизации системы ЖКХ, по обеспечению прозрачности формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ, а также последовательной политике сдерживания роста цен. В идеале будет достигнут баланс интересов потребителей и производителей.
- Что Ваша группа планирует предпринять в первую очередь?
- Первым решением должно стать создание при президиумах региональных политсоветов «Единой России» специальных рабочих групп по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ и энергосбережения. Именно на эти рабочие группы будет возложена главная функция по контролю ситуации на местах.
- Расскажите о положении ЖКХ в цифрах. В каких регионах ситуация наиболее плачевна, где справляются лучше?
- Я бы не стала выделять какие-то конкретные регионы, где ситуация лучше или хуже. Конечную оценку должны дать надзорные органы. Скажу только, что, например, по итогам прошлой зимы Минрегионразвития выделило три худших субъекта: Архангельскую область, Камчатский край и Республику Хакасия. Хотя, проблемы есть почти в каждом субъекте.
Несмотря на то, что в реформу ЖКХ вкладываются колоссальные средства (в 2007-2011 гг более 350 млрд. рублей, плюс 200 млрд в 2011 году на капремонт многоквартирных домов и 100 млрд рублей на переселение из ветхого жилья), система остается в плачевном состоянии. В 2011 году износ основных фондов предприятий ЖКХ приблизился к 60%, а по отдельным регионам вплоть до 80%. И ежегодно этот показатель увеличиваться на 1-3%. По данным ВЦИОМ, каждый второй россиянин считает, что в системе ЖКХ существуют серьезные проблемы.
- В чем причина? Сейчас вы можете обозначить главные проблемные места?
- Среди насущных проблем в сфере ЖКХ России стоит выделить: слабое развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, неэффективное использование ресурсов, слабость системы управления в ЖКХ, отсутствие рынка частных управляющих компаний, износ систем, задолженности по платежам со стороны граждан, медлительность капремонтов и нехватка средств для переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.
- Что Вы можете предложить?
- В первую очередь, нам нужно продумать, как создать эффективные инструменты финансирования капремонтов многоквартирных домов и усилить государственно-частное партнерство в сфере ЖКУ. Нужно сделать сферу ЖКХ инвестиционно привлекательной.
Для этого, во-первых, необходимо разработать систему привлечения субсидирования и долгосрочных кредитов под государственные гарантии для модернизации коммунальной инфраструктуры. Необходимо совершенствование нормативной базы, т.к. сейчас в системе управления ЖКХ масса административных барьеров.
Необходимо поправить и систему нормативно-правового регулирования в ЖКХ – устранить ненужные административные барьеры, которые делают отрасль невыгодной. Риски кредитования коммунальных организаций должны быть минимизированы.
В то же время, государство не должно пускать все на самотек. В первую очередь, нужно усиливать контроль за целевым расходованием финансовых средств, выделяемых на развитие ЖКХ, как на федеральном, так и местном уровне. Четко должна быть прописана ответственность за нарушения.
- То есть управляющие компании ни в чем не виноваты?
- Это не так. Я же говорю, проблем целый комплекс: не все гладко и с управляющими компаниями.
Изначально предполагалось, что рынок рынка профессиональных жилищных фондов будет контролироваться государством, однако эта система оказалось неэффективной. Стало очевидно, что необходим переход к саморегулируемому рынку. Для этого в Госдуму внесен соответствующий пакет поправок в Жилищный Кодекс.
По новому документу, управляющие компании будут обязаны вступать в саморегулируемые организации. То есть для компаний главным станет не отчет перед государством о своей работе, а перед своими же коллегами. И профессиональные сообщества сами будут отфильтровывать недобросовестные управляющие кампании, потому что их содержание не выгодно самому рынку.
- Вы говорите о законах и методах, но что поделать с тем, что гнилые трубы и проводку нужно заменить, а многие люди платят за тепло, которого нет?
- Конечно, сфера ЖКХ устарела и морально и физически, и, как и многое в России, требует модернизации. От этого зависит эффективность, экономичность системы. Со своей стороны мы можем разработать грамотные мотивирующие региональные программы совершенствования отрасли ЖКХ, вести пропаганду внедрения современных технологий.
Речь идет, например, о внедрении разнообразных счетчиков, что позволит перейти от нормативного потребления к учетному. То есть люди будут оплачивать конкретные предоставленные им услуги, а не некую стандартную сумму. Ведь все пользуются ЖКУ в разном объеме.
- В какие сроки можно исправить положение системы ЖКХ в России?
- На мой взгляд, нашей главной установкой должен быть выход к 2020 году на европейский уровень по показателям эффективности, надежности и качества ресурсоснабжения, коммунальных услуг и энергосбережения.
Ключевые слова: Депутат, Единая Россия, Законодательство , МСУ